Дровяные, солевые и содовые обжиги называют также атмосферными. Это означает, что
атмосфера в печи, содержит химические элементы, способные натуральным образом
создавать глазурь на поверхности изделий. При этом керамист практически не управляет
процессом «глазуровки» и в этом есть свое великолепие.
Раньше глиняные изделия обжигали один раз в дровяных печах, которые топились
несколько дней, а то и целую неделю без остановки. Однажды керамисты заметили, что
зола, образовавшаяся в печи во время обжига, осела на изделия и превратилась в глазурь.
В золе содержатся оксиды кальция, натрия, калия, кремния и алюминия – все что нужно
для формирования натуральной зольной глазури. Многие японские мастера верные своим
традициям до сих пор проводят такие обжиги.
Еще один способ глазуровки изделий был предположительно изобретен в Германии в 13-
м веке: в печь забрасывали соль на пиковой температуре. В состав соли входит натрий,
который является активным флюсом. А флюс – это один из основных компонентов глазури. Натрий оседал на изделиях и при взаимодействии с
кремнием, содержащемся в черепке, формировал глазурь. Такие обжиги называются
солевыми, и позднее появились содовые обжиги, которые проводились по той же
технологии. Такой способ глазуровки изделий был хорош тем, что в один обжиг можно
было и обжечь керамику и сразу «заглазуровать». Учитывая, что топить дровяную печь
довольно сложно и долго – это было отличным решением. Со временем солевые и
содовые обжиги почти перестают проводиться, потому что натрий разрушает внутреннюю
кирпичную кладку печи, а глазури на основе большого количества натрия всегда дают
цек. Однако и сейчас есть энтузиасты, готовые продолжать эти традиции, например,
лондонская керамическая мастерская Maze Hill Pottery.

 

Полина Потапова специально для “Terracotta Ceramics” .

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить